ЭКСПОЗИЦИЯ ПРЕДМЕТА И ЗАДАЧ КУРСА

Антропология как аналитика человека, несомненно, сыграла для современного мышления важнейшую роль, поскольку ведь мы и поныне еще не освободились от нее…

М.Фуко

Я терпеть не могу путешествия и путешественников.

К.Леви-Стросс

…Предлагаемый Вашему вниманию курс – не о «человеке», «архаической культуре» или специфике социальной и культурной антропологии. Предмет курса: антрополог – это относительно недавнее и ныне почти повсеместно преуспевающее «изобретение» западноевропейской цивилизации, причудливая смесь почтенного академического ученого, ценителя и знатока всевозможных тайн, искателя сокровищ, авантюриста и заступника культур малых, исчезающих и маргинальных (Добро пожаловать, доктор Индиана Джонс!).

Так кто же он, антрополог? Может ли столь многое сойтись сразу и в одном? Да ЭКСПОЗИЦИЯ ПРЕДМЕТА И ЗАДАЧ КУРСА, если мы имеем дело не столько с антропологом, сколько с мифом о нем. Забудем на время игру бликов на глянцевой поверхности его образа (даже если это образ обаятельного археолога Индианы, – в конце концов, этот миф не единственный, который может нас интересовать), и напомним себе главное: антрополог – тоже человек. Но, судя по всему, человек не простой, я бы даже сказал – особенный. Во-первых, он – интеллектуал, но опять-таки, немножечко «не как все». Он мало напоминает академического ученого, все свое время просиживающего в тиши кабинета среди дорогих и близких ему книг; ученый, чье «путешествие» измеряется тяготами перехода из добротных и уютных покоев профессорского ЭКСПОЗИЦИЯ ПРЕДМЕТА И ЗАДАЧ КУРСА дома в просторную, многоголосую студенческую аудиторию. Нет, он не такой, он – истинный путешественник, взваливающий на себя бремя подлинных суровых испытаний, и все это во имя сущего пустяка – понимания какого-нибудь мифа, содержание которого можно уложить на двух-трех страничках. Нет, вне всяких сомнений, он не просто интеллектуал, он (и это, во-вторых) – герой. Герой разума, искатель понимания миров «иных», сокрушающий все препятствия на своем пути и хитроумный. Этакий «ранний» Геракл и Одиссей в одном лице. Да, иногда он выглядит усталым, не все и всегда у него получается, порою его тяготят сомнения – зачем все эти путешествия «на край ЭКСПОЗИЦИЯ ПРЕДМЕТА И ЗАДАЧ КУРСА ночи»? Еще чаще он может быть разочарован как в тех, кто был рядом с ним, так и в тех, кого он недавно принял за своих. Но несмотря ни на что, он – первооткрыватель. Колумб в мире знаний о жизни других народов. Творец новых ценностей – культурный герой. И одного этого сознания своей миссии достаточно для того, чтобы удержаться на Пути.

Итак, антрополог в перспективе героического мифа, и в частности, в роли культурного героя – проводника в миры иных культур и посредника между «ими» и «нами».

…Мифа, который волей или неволей творит западноевропейский интеллектуал своею жизнью и (теперь добавим) своим письмом – этнографическими отчетами ЭКСПОЗИЦИЯ ПРЕДМЕТА И ЗАДАЧ КУРСА;

…Мифа, в котором запечатлены рассказы о встречах действительно одаренных, глубоко чувствующих, способных к состраданию и пониманию университетских интеллектуалов с миром совершенно чуждым им, порою непривлекательным, невежественным и уж тем более – неинтеллектуальным, но, тем не менее, миром, имеющим свое право на существование; в общем, со всем тем, с чем мы воочию еще раз и теперь уже все вместе столкнулись сегодня…



…Мифа, который отражает глубинные, «архетипические» слои нашего мышления Другого.

…Мифа, благодаря которому западноевропейский интеллектуал может подсмотреть не столько тайны чужой культуры, сколько встретиться с образом самого себя…

Эта живая мысль, мифически оформленная в личной истории антрополога, страстно ищущего инициации посредством Знания, и ЭКСПОЗИЦИЯ ПРЕДМЕТА И ЗАДАЧ КУРСА является главным персонажем нашего курса.


documentarasajh.html
documentarashtp.html
documentaraspdx.html
documentaraswof.html
documentaratdyn.html
Документ ЭКСПОЗИЦИЯ ПРЕДМЕТА И ЗАДАЧ КУРСА